вторник, 10 июня 2014 г.

Теория международных отношений

Лекция 1. Политический идеализм.

Политический идеализм – это направление  в науке о мо, которое рассматривает международные феномены, с точки зрения абстрактных морально-этических идеалов и правовых норм.  У истоков политического идеализма стоят И. Кант и др. авторы концепций «вечного мира», социалисты – утописты и пацифисты 19 века. Основные представители:  Д. Перкенс, Д. Фодсик,
Ф. Таненбаум,  У. Липпман, Т. Мюррей. Они декларировали, что мо должны соответствовать нормам морали и сдерживать национальный эгоизм. Они считали возможным и необходимым покончить с мировыми войнами путем правового регулирования и демократизации мо.
По мнению идеалистов гос-во в своих взаимоотношениях должно руководствоваться такими нормами, как соблюдение обязательств и справедливости. Идейной основой справедливости является защита прав человека, что предусматривает «гуманитарное вмешательство» в случае их нарушения.
Важной проблемой, рассматриваемой идеалистами является создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войн, как средство разрешения противоречий.
Однако, осуждая на словах гонку вооружений принцип баланса сил и разделение мира на сферы влияния идеалисты одновременно являются сторонниками применения силы для обеспечения соблюдения международного права в их понимании, и прежде всего, для так называемых прав человека. По словам Декстера Перкенса, идеи и идеалы в соединении с определенными материальными предпосылками являются важнейшими факторами в осуществлении дипломатии.
В 1940-х возникает идея «Атлантического сообщества», выдвинутая В. Липпманом. Он считал, что во 2-й трети 20 века, центр мировой цивилизации сместился в США и, что именно Америка должна объединить мир в единое целое. Главную задачу США он видел в формировании и поддержании «европейского порядка», направленного против России(тогда СССР). Признание того, что «ансамбль государств Старого света» по силе превосходит США, привело его к выводу о необходимости создания коалиции с некоторыми гос-ми Старого света, что бы сохранить Западную цивилизацию от угрозы коммунизма.
Среди идеалистических концепций можно выделить: коммунитарные, в соответствии с которыми, политические единицы (государства, нации) являются носителями прав и обязанностей в мировом сообществе; космополитические, основываются на идеи, о том что моральные аргументы должны аппелировать к природе человека или индивидам. На этом построен т.н. деонтологический подход, провозгласивший основной сферой проявления и высшим критерием действенности индивидуальной морали в мо сферу прав человека.
Концепции политических идеалистов имели нормативный характер, содержали элементы необходимости( то что должно быть, а не есть), однако на кануне Второй мировой войны стало очевидным, что они противоречат политической действительности и, что на их основе невозможно ее адекватное отображение и оценка.
СЕМИНАР:  1. Идеалистическая традиция во внешней политике США ( В. Вильсон, его идеи ( идея создания Лиги Наций), элементы идеализма Франклина Рузвельта, Дж. Кеннеди, Джими Картер и др.)
Лекция 2. Политический реализм.
Политический реализм – направление науки о мо, которое определяется силовым подходом к оценке мо и основывается на философии позитивизма и прагатизма. С точки зрения реалистов, гос-во считает главной задачей международного права и междун-й морали, как силового инструмента против потенциальных и реальных противников и установление междун-й иерархии, основанной на соотношении сил.
У истоков политического реализма стоят: америк. Философ Рейнхольд Нибур, который предложил отделить мораль от политики, амер. Историк Чарльз Бирд, рассматривавший историю внешней политики сквозь призму национальных интересов, амер. Геополитик Николос Спайкмен, называвший мо полем битвы за власть, могущество.
Основные идеи:
1.       История учит, что человечество по своей природе является носителем греховности и зла.
2.       Из всех видов человеческого зла наиболее распростр. и опасным является интстинктивное стремление к власти.
3.       Если эту черту челов. хар-ка нельзя исправить, то её необходимо признать.
4.       При этих условиях мп означает борьбу за власть, войну всех, против всех.
5.       Главной функцией и целью гос-ва, которой должны быть подчинены все др. цели становится обеспечение национ. интереса, т.е. достижение власти, могущества.
6.       Нац. интерес достигается через обеспечение самосохранения.
7.       Главной чертой мп является недоверие гос-в друг другу, к междун-м организациям, к межд-му праву.
8.       Нац. интерес обуславливает усиление военного потенциала для сдерживания потенциальных противников.
9.       Способность к самообороне может быть также усилена при помощи привлечения союзников.
10.   Поскольку все гос-ва стремятся к власти, к могуществу, то мир и стабильность обеспечиваются балансом сил, в основе которого лежит система союзов.
Методологической основой политического реализма является политич. детерминизм, согласно которому, сущность политики – это борьба за власть, она же является и основой исторического процесса, поэтому первопричиной истории, является политика.
Основные категории политического реализма – это национальный интерес и сила. Постоянная борьба за силу – это главная внеистор-ая реальность общественной жизни. Реалисты рассматривают гос-во, как главного международного актора, который определяет характер мо. Цели вп гос-ва – должны определяться в терминах нац. интереса и поддерживаться соответств. силой. Они выделяют три вида вп:
-политика статус- кво – проводится гос-вом с целью сохранения существ. могущества;
- пол-ка империализма – осуществ. с целью достижения приемлимых изменений в статусе силы;
-пол-ка престижа, которая проводится гос-вом с целью продемонстрир. свою силу.
Реалисты подчеркивают, авантюристичность определения в качестве целей вп «борьба добра против зла», установление подлинной или всеобщей свободы, вечного мира и т.д.
Провозглашение такого рода целей, выходящих за пределы возможного всегда приводят к войне. Подчинение любых политических действий и обязательств национальным интересам реалисты называют «железным законом междунар. жизни». Они различают постоянные, основополагающие и приходящие, промежуточные нац. интересы. К первой группе относятся: 1.интерсы нац. безопасности (защита территории, населения и гос-ных институтов от любых угроз);2. нац.-экономич. Интересы ( развитие внеш. торговли, рост инвестиций, защита нац. капитала за рубежом и т.д.)3. Интересы поддержания мирового порядка, связанные с взаимоотношениями с союзниками, с выбором внешнеполит. курса и т.д. Ко второй группе относятся: 1. Интересы выживания, связанные с преодалением угрозы самого существования гос-ва; 2. Жизненные интересы, с предотвращение возможности нанесения серьёзного ущерба безопасности и благосостоянию нацию; 3. Важные интересы, связанные с предотвращение потенциально серьёзной угрозой для гос-ва; 4. Периферийные интересы, связанные с проблемами локального хар-ра.
Англ. Ученый Джордж Фрэнкель разработал следующую классификацию нац. интересов:
1.       Аспирациональные – связанные с основными идеалами и духовными ценностями нации.
2.       Операциональные – практические интересы, достижение которых явл. непосредствен. целью текущей пол-ки гос-в.
3.       Дескриптивные интересы – охватывают все споры и дискуссии в парламенте, прессе, общественности и т.д.
Франц. социолог-политолог Раймон Арон рассматривал мо, как отношения между гос-ми, выражающиеся в  специф. двух символический фигур – дипломата и солдата. Таким образом, внешняя. Политика гос-ва сводилась им к дипломатии и войне. Деятельность дипломата и военного стратега опирается на определен. вероятность и с учетом рисков, является рациональной. Однако, в мо всегда остается неуверенность, связанная с непредсказуемостью человеческих реакций. Это требует применение стратегии устрашения, которая явл. довольно древней, но в современ. условиях, приобретает новые спекулятивные формы (стратегия ядерного устрашения, террористич. стратегии). Основной гарантией мира Арон считает гонку вооружений, явл. следствием поиска безопасности, поддерживаемой силой.
Значение политич. реализма, для познания сферы междунар. жизни, определяется тем,что те проблемы, к которым обращались реалисты ( взаимодействие и поведение человеческих групп, отдельных индивидов, как творцов пол-ки, природа силы, способность управления силой, цели вп, влияние внешней среды на полит.поведение и т.д.) являются ключевыми для изучения междунар. отношений.
Лекции 3. Школа стратегического анализа.
Школа стратегического анализа возникает в 50-60-е годы в США и тесно свзяна с политич. реализмом. Основные представители:  Генри Кисинджер, Роберт Озгуд, Максвуэл Тейло, Джон Гери, Роберт Макнамера, Пол Ницце, Роберт Такер, Оран Янг и др. Они исходят из того, что в современных условиях, резко возросла роль стратегии во вп, т.к.появились новые сред-ва вооруженной борьбы., которые по своей ударной силе способны решать прежде всего, стратегические задачи. В связи с этим, вопросы, связанные с войной нельзя оставлять только на усмотрение проф. военных, которые склонно готовятся к войне ради войны. Представители ШСА настаивают на необходимости поли-й и воен-й мысли в одном направлении политико-стратегического анализа. В широком понимании стратегия это долгосрочная линия поведения, которая соединяет науку и ис-во в достижении перспективной  цели. Она предусматривает выбор наиболее оптимальных средств и путей существенного и долгос-го воздействия на определенный объект. Стратегия – это прежде всего метод анализа ситуации, оценка направления ее возможного развития, сопоставление полученной картины со своими интересами и выбор наиболее подходящего момента и наиболее адекватных, эффективных средств для достижения поставленной цели.
Представители ШСА использовали понятие «национальной» или «большой стратегии», которая объединяет все имеющиеся в расположении государства, средства для реализации нац. интересов, как в мирное, так и в военное время. Планы большой стратегии не ограничиваются достижение военной победы, также направлено на обеспечение стабильного мира. Успешная «большая стратегия» требует правильной оценки стратегической ситуации, стратегич. анализа междунар. среды, с т.з. стабильности и благоприятствования. Осуществление стратегич. анализа предусматривает сбор информации о потенциальном партнере или противнике, исследования того, как он формулирует свои интересы, особенно ин-сы безопасности,  а также изучение угроз и рисков. Основной категорией, которой оперирует стратегические аналитики явл. национальная безопасность.
Генри Кисинджер считал, что в ядерную эру,  национальная безопасность не может обеспечиваться только военно-силовым превосходством. Решающим фактором безопасности стратег. аналитики считали хар-р мо гос-ва.
Современная междунар-политич. деят-ть, мо, характеризуются непредсказуемостью, неустойчивостью, черезвычайно широкой палитрой интересов целей и интересов, большого числа междунар. акторов, прежде всего великих держав.
Понятие безопасности предполагает выявление, систематизацию, оценку всех возможных источников и параметров угроз. В современных условиях национальная безопасность зависит от таких факторов как, состояние вооруженных сил, экономич. мощи, хар-ра участия в междунар. разделении труда, конкурентно способной экономики, качества сис-мы образования, благосостояния граждан и общественных настроений, а также эффективности и качества сис-мы управления и качества дипломатии.
Трактовка безопасности предусматривает выделение двух аспектов: физических условий (защита границ); психологич. состояние(  отсутств. чув-ва страха).
Поэтому безопасность всегда является субъективным явлением, зависящим от психологии восприятия угроз или от создания их в человеческом сознании.
Национальная безопасность может измеряться по след. Параметрам:
1.      Способность обезопасить (защитить) от любых, внешних и внутренних угроз физическое существование и террит.непрекосновеннность го-сва.
2.      Предотвращение внеш. вмешательства во внутр. дела.
3.      Предотвращение потенциальных угроз,  образ жизни сохранения гос-ва.
Представители ШСА при выборе внешнеполитич. стратегии в 50-60-е годы 20 ст. сделали акцент на противопоставлении концепции привентивной войны 40-х – 50-х годов т.н. стратегии устрашения.
Стратегия устрашения, предусматривает сдерживание применения оружия противником путем создания угрозы, уничтожающего ответного удара. По их мнению, если в прошлом от военного механизма требовалась подготовка к войне, а его критерием была победа, то в ядерную эру победа утратила свое традиц. значение. Соответственно, пригодность военного механизма должна определяться его способностью сохранить мир.
Устрашение, как задача стратегии национ. безопасности, в связи с этим носит оборонительный хар-р и призвана заставить потенциального противника отказаться от умышленного ядерного нападения.
Согласно Г. Кисинджеру, эффективная стратегия устрашения должна соответствовать след. требованиям:
1.      Осуществ-е угрозы запугивающей стороной должно быть достаточно вероятным, чтобы ее невозможно было рассматривать как блеф.
2.      Потенциальный агрессор должен осознавать, что у противника есть решимость сопротивляться нападению или давлению.
3.      Противник должен быть рациональным, т.е. его действия должны быть предсказуемыми.
4.      Оценивая свои эгоистические цели, потенциальный агрессор должен был прийти к выводу, о том, что наказание за агрессию будет превосходить возможные выгоды от нее.
В отношении военной доктрины концепция устрашения предусматривает создание и поддержание стратегических сил сдерживания ( межконтинетальных балистических ракет, подводных лодок ракетоносцев, бомбардировщиков дальнего радиуса действия, систем противовоздушной, противоракетной обороны и т.д.). Что обеспечивает реальную возможность нанесения противником неприемлемого ущерба.
Близким к школе политич. реализма и ШСА является франц. социолог и политолог Реймон Арон. Основные работы: « Мир и  война между нациями»(1962), « Большой спор» ( 1963), « Разочарование в прогрессе» ( 1963 ), « Размышления о войне: Клацзевиц»( 197г), « В защиту упаднической Европы» ( 1977).
МО Арон рассматривал, как отношения между гос-ми, которые выражаются в сецифич. Поведении двух символических фигур: дипломата и солдата. Поэтому, в его понимании вп гос-ва сводится к дипломатии и военной стратегии. Альтернатива «мир или война» дает возможность сконцентрировать основные категории мо, вокруг дипломатико-стратегического поведения. Он обращает внимание, что деят-ть дипломата и стратега опирается на определенную вероятность и с учетом определенных рисков, является рациональной. Однако, в мо всегда сохраняется неопределенность, что связано с непредсказуемостью человеч. реакций. Это требует применение стратегии устрашения, которая также стара, как и человечество. Однако форма стратегии ядерного устрашения наиболее спекулятивна. Основным гарантом мира является гонка вооружений, являющ. следствием поиска безопасности, поддерживаемой силой, при этом Арон допускал теоретически возсожным, существование единого мирового общ-ва без гонки вооружений, но лишь при наличии многих условий.
Арон отмечал, что власть включает такие элементы: территории, институты, монополия на легитимное физическое насилии. В мо третий элемент отсутствует, а второй элемент – весьма слаб. Поэтому присущие власти отношения командование, влияния и авторитета проявляются здесь как прямое принуждение или угроза насилия. Целью власти мо являются безопасность, сила и слава. Т.о. понятие власть более пригодно для харк-ки внутреобщес-х отношений,а в мо это понятие трансформируется в могущество. Однако, и то и другое понятия не поддаются точному измерению. Арон выделяет три элемента гос-ной мощи: территория и материальные ресурсы, человеч. рес-ры и способность к коллектив. действию.
В 60-е годы традиционные направления науки о мо столкнулись с острой критикой со стороны новых модернистский направлений в науке. Их объединяло стремлении строить общие теории мо на меньшем уровне обобщения и с применением методов социологии, психологии, математике, кибернетики, статистики и др. точных наук. Основоположником модернизма является Люьс Ричардсон, который еще в 30-е годы 20 в. анализировал процессы гонки вооружений при помощи методов статистики и дифферинц. уравнений. Полноценное развитие модернизм получил в США, где его основоположником является Квинсий Райт « Исследования войны» (1942).
Сущность методологич. подходов модернистов, которые с сер. 60-х годов перешли в наступление классических теорий, заключалось в том, что традиционализм рассматривался как спекулятивное ненаучное теоретизирование,а предание междунар-м исследования научности стало связываться с тем, что они безусловно соответствовать требованиям верификации. Они говорили о том, что любые суждения, основанные на опыте или интуиции, стали считаться недопустимыми в научных публикациях. Модернисты предавали большое значение точности в понимании междунар. процессов и в предвидении поведения политич. лидеров. 
Для модернистов было характерным усиление интереса к изучению процесса формирования вп, процессу принятия политич. решений, к сравнительному анализу вп и к созданию многофакторных теорий мо.
 Получили распространение системный подход, к исследованию междунар. ситуаций, а также применение формулизации, моделирования, контента анализа, имитации с привлечением «теории игр», математических методов для осуществ. междунар. прогнозирования и т.д.
Вместе с тем, постепенно стало понятным, чтов междунар-х исследованиях, поставленные модернистами цели недостижимы в полном объеме.
Классические теории подчеркивали, в рамках модернизма могут быть получены лишь второстепенные результаты, и что основные исследования должны проводиться в классическом русле. При этом они не отрицали новых методов модернистов, но обращали внимание, что там, где модернисты раскрыли сущность предмета  ни обязательно использовали классические подходы и что строгая приверженность модернистским методам приводит к упрощению реальностей, к произвольным абстракциям, схематизации и т.п.
СЕМИНАР:  Теории бюрократического процесса внешней политики( Грехем Алисон, Ричард Аксельрод и др.) и теории принятия вп решений ( Снайбер, Брак, Форвард, Сепин)
Тра та та Тра та та мы везем с собой кота.


Лекция 4. Общие теории внешней политики. Теория Джорджа Модельского.
Методологической основой его теории стала социологическая теория социального действия. В центре его теории находится политический деятель, как субъект действия. ПО мнению Модельски, внешнеполитический процесс состоит из четырех основных этапов:
1.      Формулирование интересов (сообщества). Он отбрасывает национальный интерес, и заменяет его интересами сообщества, границы которого одновременно уже( не все поддерживают в гос-ве) и шире(не все за пределами гос-в) гос-ных границ. Интересы сообщества не тождественны национальным интересам. Политический деятель сам формулирует  свое сообщество, являющееся результатом нынешней политики данного деятеля. В процессе формулир. интересов полит. деятель должен учитывать все требования, исходящ. от его сооб-ва,а также требования противников.
2.      Приобретение «силы на входе». Под силой Модельски понимает нынешнее сред-ва сооб-ва для достижения будущего желательного поведения др.гос-в. «Сила на входе» - это сред-во, предоставляемое сообщ-вом в распоряжение полит. деятеля. По своему происхождению может быть внутр. и внешн. Машина внешн. Пол-ки потребляет «силу на входе» и преобразует ее в «силу на выходе».
3.      Определение цели. Полит. деятель, как центр. фигура внешнеполитич. процесса преобразует инте-сы своего сообщ-ва в цели внешн. пол-ки, т.е. в задачи по изменению поведения др. гос-в в желательном для политич. деятеля направлении.
4.      Распределение « силы на выходе» в соотвествии с поставленными политич. деятелем целями. «Сила на выходе» - это сила, расходуемая гос-вом, при осуществлении внешн. пол-ки, в частности на проведение военных операций, на помощь иностр. гос-вам, на осуществл. междунар. пропаганды, дипломатии и т.д. Использование ее, может дать быстрые преимущества либо долгосрочные преимущества, либо сохранение сущ-х силовых рес-в либо их расходование.
Об эффективности внешн. Пол-ки может свидетельствовать рост объема задач, выполняемых при неизменных затратах «силы на выходе», либо решение тех же самых задач, при уменьшении затрат.
Исходя из стру-ры политического процесса, полит. деятель может избрать четыре метода воздействия на др. гос-ва: 1) воздействие на их интресы; 2) на их силы на входе; 3)политич. цели; 4) на их силу на выходе. Внешняя пол-ка гос-ва может быть скорректирована при изменении одного из четырех эл-ов этой пол-ки или комплекса.
Внешн. пол-ка изменяется вследствие изменений в элементах собственной струк-ры, и в элементах струк-ры внешн. пол-ки др. гос-в.
Теория игр.
Впервые была сформулирована как математич. Дисциплина в работе Джозефа Фоннеймана и Оскара Моргенштейнера, под название «Теория игр и экономическое поведение». Она была направлена на разработку линий поведения в различн. Ситуациях, для чего с помощью математич. методов моделировались эти ситуации. В соответствии с теорией игр, каждое гос-во, осуществляя внешнеполитич. акцию, ведет игру с целью либо нанесения поражения противнику, т.е. выигрыша для себя ( такое поведение называется игра с нулевой суммой, т.е. столько сколько один выиграл, другой проиграл столько же раз). Либо, определенного сотрудничества с другой стороной, тогда, речь идет об игре с не нулевой суммой ( никто в чистой игре не выигрывает и не проигрывает). Третья разновидность: игра со смешанными мотивами. В любой ситуации перед политическими деят-ми стоит проблема выбора одного из четырех решений: наилучшего; скорее хорошего, чем плохого; скорее плохого, чем хорошего; наихудшего.
Задача теории игр: помочь руководителям избрать оптимальную стратегию путем систематизации и математ. анализа.
Сущность оптимальной стратегии состоит в том, чтобы сохраняя определенную последовательность, она не была одинаковой и неизменной для всех будущих партий игры. В этом смысле теория игр ориентирует на то, что следует избегать крайностей, как чистого империзма, так и догматизма.
Теория факторов Уинси Райта(теория поля мо).
Она основывается на представлении о том, что мир – это сфера динамических отношений, взаимодействующих и взаимодополняющих сил, которые наука должна идентифицировать, измерить, и соответствующим образом расположить на аналитическом поле. Поле определяется политическими, экономическими, психол. и др. факторами, которые постоянно воздействуют на выбор того или иного решения, на деят-ть в сфере мо. Движение факторов образовывает определ. сис-му, силу которой определяют материальные факторы, а направление – моральные.
Теория связей Йохана Галтунга.
Он исходил из того, что тмо следует изучать путем описательного исследования различных коллективов, а не идивидов. Суть теории связей: определение типов взаимозависимости, струк-ры опред. сис-мы мо и личностей политич. руководителей. В его понимании, поведение личностей, обуславлено определенной сис-мой и ее струк-й. На основе структуролистского подхода Галтунг выделяет четыре возможных типа соц. сис-м: 1) феодальная; 2)классовая;3)смешанная;4) эголитарная. Наиболее устойчивой и наименее конфликтной явл. феод. сис-ма. Её отличает высокая степень иерархичности, рангового соответствия и зависимого взаимодействия. Феодальная струк-ра мо рассматривалась Галтунгом как биполярное противостояние двух блоков, где сверхдержавы выполняли роль господствующего класса, а все другие страны – роль «подчиненного класса». Развитие струк-ры мо, в понимании Галтунга – процесс консолидации гос-в подчиненного класса, при одновременном усилении эксплуатации со стороны гос-в господствующего класса. По его мнению, сверхдержавы должны прекратить конфликтовать между собой, чтобы консолидировать усилия для противостояния своих подчиненных и защиты своего статуса.
По мнению Галтунга, любая феодальная сис-ма рано или поздно непосредственно или апосредованно через классовую или смешанную сис-мы превращается в свою противоположность – в эголитарную сис-му.  После этого, сис-ма стремится вновь вернутся к высокому ур-ню иерархичности рангового соответствия и зависимого взаимодействия.
Развитие мо представляет собой колебательный процесс с феод. и эголитарной сис-мах в крайних точках.
Теория международного эквелибриума (равновесия) Джорджа Лиски.
Предметом исследования у Лиски является выявление условий стабилизации и изменчивости мо. Основные положения его теории: 1) стабилизация носит прогрессивный хар-р, а усл-ем ее достижения явл. институцион. эквилибриум, поддерживаемый с помощью междунар. организаций. 2) Междунар.орг-и находятся в состоянии равновесия если выполняются след. условия: их члены согласны с возложенными на них обязанностями и ограничениям, нет больших расхождений между влияниями членов и их подлинной силой; струк-ра сил в отдельных органах власти соответствует составу членов организ-и, а их функции – подлинным целям орган-и и ее членам; междунар. орг-и влияют на равномерное распределение безопасности, благосостояния, престижа гос-в, при помощи институц. норм и санкций, что Лиски считает более эффективн. чем непосредств. взаимодействие гос-в.
СЕМИНАР:  ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ: функцианолизм, неофункционализм, федерализм. Теория Аметая Яциони, Андрэ Маршаль и др.


Тема: неоклассические теории.
Неореализм: основные представители Кеннед Уолтс, Барри БУзаан, Ричард Гилпи, Джордж Мишайнер. Особенность неореализма является абстрагирование политической сферы, от других сфер мо, что даёт возможность сосредоточиться на изучении ее специфич.закономерностей. Следом за реалистами, неореалисты придерживались гос-во центристского подхода. Признавая усиление международной зависимости они считали ее следствием формирования глобальной международной сис-мы. Складывающиеся в ней отношения определяются ее структурой и  подвержены империческому описанию.
Неореалисты полагают, что за внешнехаотичным нагромождением событий проявляются определенные закономерности системного характера, которые руководят ими.
 В ходе анализа этих закономерностей неореалисты применяют системный подход и методы экономич. Анализа. К. Уолдтс сравнивает междунар. политич. сис-мы с экономич. рынками, где каждый руководствуется собственной выгодой, но в результате достигается некое равновесие, как равнодействующее поведение всех участников. Одновременно они обращают внимание на обратную связь между международной системой и гос-ом.
В условиях стратегической взаимозависимости вп определяется не только внутренними факторами, но и политикой др. гос-в, поэтому для ее понимания необходимо учитывать особенности межгосударственной сис-мы. Важная роль при этом отводится изучению ее струк-ры, под которой понимается распределение возможностей, принуждений и ограничений между гос-ми,а также функциональная дифференциация субъектов по мнению Уолтса гос-ва стремятся уравновесить мощь друг друга,  в этом заключается логика международной сис-мы.
Неореализм соеденил  экономич. интерпретацию межд. сис-мы с реалистич. Акцентом на силу и нац. интересы. А это, по мнению Уолтса придает мо черты аморальности, которую можно преодалеть лишь при помощи всемирного органа управления, что в перспективе неореалистов является нереальностью. С другой стороны, по мнению Барри Бузана, природа мо изменяется в сторону зрелой анархии, при которой западные либерально-демократические гос-ва способны играть роль гаранта международной безопасности.
Неоидеализм:
Представители: Роберт Кохейн, Джозев Кнай, Майкл Николсон, Чарлз Липсет, Александр Веннд и Сюзен Стрейндж.
Основные положения были сформулированы в работе Р.Кохейна « После гегемонии» . По многим ключевым позициям, касающихся хар-ра мо роли гос-ва,значения власти и силы, неоидеализм гараздо ближе к неореализму, нежели к классическому политическому идеализму. Вместе с тем, неидеализм, отличается от неореализма оценкой роли междунар. институтов, считая, что они способны ослабить эффект силы и интереса, способствуя тем самым сотрудничеству между гос-ми. Струк-ру международной сис-мы неоидеалисты рассматривают, как совокупность возможностей, интересов и институтов. Не отрицая значении силы и интереса, они утверждает, что их возможности и последствия зависят от идей междунар. акторов.
Неоидеалисты полагали, что в мо сила применяется, якобы все меньше, становится менее принудительной и ощутимой,  а нац.интерес утрачивает прежнее значение.
Неоидеалисты соглашаются с тем, что междунар.сис-ма до сих пор остается анархичной, однако считают это следствием политики самих гос-в, продуктом норм и воли людей принимающих решения, а не обязательным атрибутом мо.
Подчеркивают главную роль норм и верований, которыми руководств. Полит. лидеры в разрешении проблем мо. По их мнению, многие последствия анархии были приодалены при помощи консенсуса, взаимных консультаций и компромиссов, смягчающих последствия фактического неравенства гос-в.
Современные мо, по мнению неоидеалистов, все меньше можно считать межгосударственными, поскольку в сферу международной жизни активно вторгаются не гос-е транснациональн. акторы, в том числе неправительственные организации, ТНК, частные группы, криминальные струк-ры, демографические потоки и диаспоры, отдельные индивиды. Внешнее воздействие на государство можно уменьшить лишь ограничивая выгоды, которые открывают взаимодействие гос-в.
Власть над современными обществами в такой ситуации переходит от гос-в к транснациональным силам,а распределение богатств в мире, зависит от трансфертов со стороны транснационального капитала, а соц. отношения, все больше регулируются внутренними регламентами гос-в.
Николсон сформулировал парадокс участия: « Чем меньше является количество и степень разнородности участников междунар взаимодействий, тем более упорядоченными являются мо и тем более предсказуемыми являются действие отдельных участников и их последствия. Именно в рамках неоидеализма получает развитие исследование транснациональных отношений в двух аспектах: транснациональное взаимодействие и транснац организации. Подлинно транснациональными являются лишь такие способы участия индивидов и организаций в мировой политике, когда они являются непосредственными участниками взаимодействия с иностранными правительствами и обществами в обход собственного правительства. Личное взаимодействие между гражданами отдельных государств и средство транснациональной коммуникации способны изменить взгляды и восприятие реальности элитами и массами в разных обществах. При этом не отрицается, что правительства всегда стремились использовать транснациональное взаимодействие для достижения политических результатов, в частности поручая туристам выполнять шпионские функции, поддерживая этнические или религиозные группы и т.д. Однако, возможности гос-в контролировать транснац отношения всё больше ограничиваются, тогда как последние могут влиять на отношения между гос-вами в пользу активных участников транснациональных сетей.. Неоидеалисты отмечают, что часть власти, утрачиваемой гос-вом, не обязательно переходит к другим междунар акторам. В следствие этого в системе мо появляются неуправляемые зоны, границы которых неуклонно расширяются.  Трансграничная деятельность финансовых институтов, вмешательство гос-в в которую ограничивается, сопровождается криминализацией этой сферы. Наблюдается также рост разрыва между гос-вами по степени их способности управлять своими обществами и экономиками. Представители неоидеализма также обращают внимание на тенденцию персонализации мо и на возрастание значения межличностного общения. Они обращают внимание на то, что изменения порожденные международными потоками информации оказывают значительное воздействие на всех уровнях: от индивидуального, до глобального. Между участниками междунар общения происходит обмен информацией, а попытки исключения любого из каналов информационного обмена способны существенно дестабилизировать структурные связи в мо.
Семинар:
1.      Проблема транснациональных отношений в концепциях неоидеализма.
2.      Проблема взаимодействие гос-в и международной структуры в концепциях неореализма.
Лекция: «Неомарксизм».
Основные представители: Ф.Бродель, И. Валлерстайн, Б. Франк, С. Аилн, Ф.Э. Кардохо и др.
Неомарксизм исходит из экономического и социального неравенства в рамках глобальной и капиталистической сис-м. При этом важная роль отводиться противоречиям между центром и периферией этой сис-мы. Представители неомарксизма считают, что мировая система первична по отношению к нац.гос-ам, т.е. мир. экономика, международные политич. институты и отношен. имеют собственную логику развития и структурную динамику, которую можно моделировать. Мировая экономика опред. Хар-р развития и степень развитости отдельн. общ-в. Также мировая сис-ма рассматривается, как динамичное взаимодействие экономической, военно-политической и социокультурной подсистем.
Движущей силой развития современной мир-системы, в основе которой лежит капиталистич. мир-экономика, явл. безудержное накопление капитала.
Большое значение неомарксизм уделяет отношениям между центром и переферией. Разделение труда между которыми создаёт напряжение, стимулирующее развитие мир-сис-мы в целом. Она усиливается не эквивалентным обменом, и неравноправными отношениями между гос-ми.
Неомарксисты используют понятие полуферии. Именно она сосредотачивает в себе классовые противоречия и конфликты и выступают средством перераспределения мирового прибавочного продукта.
Быстрому утверждению капиталистической сис-мы способствовали войны, в частности Ф.Бадера, обнаруживает с 15в. примеры существования авангардных войн, которые мобилизовывали кредиты, интеллект, изобретательность ученых, так, что войны сами усовершенствовались из года в год. Это называется «дочь прогресса» и его мать.
Границы капит. мира-экономики, располагаются, по мнению Броделя там, где начинается другая экономика того же самого типа, т.е. вдоль определенной зоны, пересекать которую, экономически выгодно было лишь в некоторых случаях. Обычно эти границы были представлены слаобоживленными зонами.
Политические отображения,сложившиеся в «Долгое 16-е ст» европейского мира-экономики, Бродель считал сист-му европейского равновесия. Целью этой сис-мы было создание и поддержание периферийных и полупериферийных районов, где окночательно никогда не исчезала взаимная напряженность, в следствии чего, ничто не угражало могуществу центра.
Развитие современной мир-сис-мы, по мнению неомарксистов, является сменами гегемонии. Гегемония означает, что одно государство обладает геополитической возможностью, создавать стабильные сис-мы, неравномерного распределения власти. Материальная база гегемонии-это большая эффективность данного гос-ва в аграрном и промышленном произ-ве, торговле и финансах, что обеспечивает господство не только на мировом рынке, но и активное проникновение на внутренние рынки др. гос-в. Гегемония отображает способность опред. гос-ва превратить одну часть междунар. сис-мы в своих клиентов, а другую – заставить защищаться.
История капиталис. мира-экономика, согласна Валлерстайну, знает лишь три гегемонии – 1) соединенные провинции ( 1620-1672гг.) 2) Великобритания 1815-1873 гг.; 3) США 1945-1973 гг. По его мнению, Голландская гегемония сделала возможным само существование капиталистического мир-экономики, Британская гегемония – укрепила ее фундамент, а Амеркианская – максимально расширила и углубила , и вместе  с тем освободила, силы, призванные привести ее к упадку.
Согласно Валлерстайну, гегемония имеет след. особенности:
1)      Последовательность достижения и утраты гегемонии. Соответственно, агропромышленная сфера-торговля-финансы. Утрата финансовой гегемонии-утрата полной гегемонии.
2)      Политико-идеологическая защита всеми гос-ми-гегемонами,называемого «глобального либерализма» в том числе, поддержка принципа свободной торговли.
3)      Военно-морское превосходство гос-ва гегемона.
4)      Гегемония  обеспечивается в ходе мировых войн.
Следствием установления гегемонии в современной мир-сис-ме являются периоды мира между привелегированными группами гос-в.
СЕМИНАР: формирование и развитие  капиталистич. мира-экономики.
Бродель « Материальная цивилизация: экономика и капитализм 15-18 в».
Работы Валлерстайн и др. Какие подходы существуют к развитию мира-экономики
СТЕНЛИ ХОФМАН
«Трудности Гулливера или контекст американской внешней политики».
Хофмар разделяет все международные системы на 2 типа: умеренные и революционные. Основным критерием этого разделения является природа преследуемых целей и используемых для их достижения средств.
 Идеальным типом умеренной системы Хофман считает систему баланса сил. В ней главные акторы ведут себя так, чтобы сократить амбиции и возможности друг друга, сохранить примерное равновесие сил между ними и уменьшить уровень насилия. Основными условиями ее функционирования являются мультиполярность и «кодекс международной законности», хотя бы в виде согласованных правил соперничества. Главные союзы в этой системе способны преследовать умеренные цели при помощи умеренных средств. Преимущество системы баланса сил Хофман считает то, что малые страны находятся под, своего рода, коллективной опекой великих держав. Хотя они и разделены конфликтными амбициями, но не враждуют постоянно и имеют даже определенные общие интересы.
Революционные системы Хофман характеризовал как отличающиеся широким масштабом национальных целей, тирания в международной политике над внутренней, использование радикальных средств, жесткостью союзов, отсутствие нейтралитета, преувеличение и уничтожение международной иерархии. Идеальным типом революционной системы Хофман считает биполярную систему. В ней каждая из сверхдержав стремиться достичь ее амбициозных целей всеми имеющимися у нее средствами. В этих условиях соперники имеют ограниченный выбор, проводя политику враждебности по отношению другой стороны. Общее соперничество приводит к постоянной борьбе за союзником, что разрушает иерархию, делая сверхдержавы зависимыми от поддержки и нейтральности третьих стран. Идеологические основы противостояния приводят к всеобщему вмешательству в международные конфликты. Результатом неумеренности целей и средств, по мнению Хофмана, является присущая в биполярной системе нестабильность.
Наиболее вероятной будущей международной системой Хофман считал многоиерархическую систему, в которой, как и в многополярных системах прошлого, несколько великих держав будут играть традиционную роль главных акторов, но сама иерархия будет гораздо сложнее, и уже не будет определяться исключительно военной силой. Будут существовать разные иерархии для разрешения разных проблем как рациональное разнообразие иерархии. Также будет происходить региональная децентрализация международной системы перед лицом угрозы ядерного устрашения. Многоиерархическая система может быть нестабильной, будут существовать острые конфликты в третьем мире. По его мнению, распространение ядерного оружия увеличит риск ядерной войны в серых районах, то есть на периферии систем союза. Могут иметь место новые туры гонки вооружений между великими державами.
РИЧАРД РОУЗ КРАМС
«Действие и взаимодействие в мировой политике. Международные системы в перспективе».
«Биполярность, мультиполярность и будущее».
В центре внимания ученого находиться проблема стабильности различных типом международных систем. Стабильность системы понимается как способность регулятора в роли которого выступает механизм баланса сил, действие систем союзов, международных организаций или неформальное согласие великих держав подавлять любые возмущения, угрожающее существующему распределению силовых центров. Чем выше уровень возмущений, который регулятор способен подавить, тем выше стабильность системы. Он доказывает, что внутренняя неустойчивость угрожает существованию властной элиты в той или иной великой державе, обязательно сопровождается усилением нестабильности в международной системе. Основными факторами стабильности он считает отношение элит, степень контроля элит, ресурсы, доступные для контроля элитой и способность элиты сдерживать возмущение системы. Обобщая исторический процесс отношений в новое время он выделяет 9 исторических типов международных систем в период с 1740 по 1960 гг. :
1.                                        18 ст. – 1740-1789 гг.
2.                                        Революционная империя – 1789-1814 гг.
3.                                        Европейский концерт – 1814-1822 гг.
4.                                        Урезанный концерт – 1822-1848 гг.
5.                                        Разрушенный концерт – 1848-1871 гг.
6.                                        Бисмарковский концерт – 1871-1890 гг.
7.                                        Империалистический национализм – 1890-1918 гг.
8.                                        Тоталитарный милитаризм – 1918-1945 гг.
9.                                        Послевоенный период – 1945-1960 гг.
К стабильным системам Роуз Крамс относит 18 в., Европейский концерт, Бисмарковский концерт и послевоенный период. В них объем возмущений был минимальным, а регуляторы способны были справиться с их источниками. Элиты были удовлетворены существующим статус-кво внутри своих государств и в международной системе. Они стремились разрешать существующие проблемы невоенными средствами и нежелая мобилизовать ресурсы для изменения международной системы. При этом государства могли пытаться улучшить свои позиции без разрушения системы в целом за счет одного или нескольких государств.
К нестабильным системам относятся революционная империя, разрушенный концерт, империалистический национализм и тотальный милитаризм. Регулятор не может справиться с возмущениями так как не имеет ресурсов для преодоления, элиты не имеют статус-кво и ощущают опасность, они пытаются улучшить свои внутренние и международные позиции. Для этого они мобилизуют ресурсы, обращаясь к национализму. Он подвергает критике как биполярную, так и мультиполярную системы. В качестве аналитической альтернативе предлагает бимультиполярную систему, соединяющую характеристики обеих систем. В ней 2 сверхдержавы являются регуляторами конфликтов во внешней сфере, а многополярные державы являются посредниками и буферами между ними. В этом случае конфликт не исключен, но его можно держать под контролем. По мнению Крамса, усиление начала мультиполярности будет способствовать улучшению отношений между сверхдержавами.
СЕМИНАР: ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СИСТЕМ ВО ВСЕХ ТЕОРИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СИСТЕМ.
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ СИСТЕМА
Мировая система связана с динамичным развитием человечества. С точки зрения «глыбников», она существовала последние 15 тыс. лет – со времени появления классового общества на Земле. С точки зрения так называемых «дробителей», мировая система стала складываться, начиная с середины 14 века в связи с дезорганизацией традиционных связей между западом и востоком после монгольских завоеваний. Так или иначе, развитие мировой системы всегда было направлено на достижение целостности и универсальности. Переломным моментом в этом процессе является переход от эпохи развития мировой системы в пределах региональных цивилизаций к современной мировой системе, как к глобальной. Этот переход связывается с геополитической революцией конца 15-середины 17 вв., ставшей следствием великих географических открытий и становление капитализма в Европе.
Предпосылками возникновения современной мировой системы является:
1.                                  Научный прогресс, следствием которого стало известно, что планета круглая (коперниканская революция).
2.                                  Переход части человечества к морскому существованию и великие географические открытия.
3.                                  Создание средств коммуникаций, обеспечивших связи между отдельными частями планеты.
4.                                  Превращение Запада в единый мировой центр, который организует вокруг себя периферию и полупериферию.
Основные черты современной мировой системы:
                                   Установление и поддержание мирового лидерства и господства западной цивилизации, которая постепенно становиться глобальной, распространяя в мире свои нормы, ценности, институты и образ жизни в целом.
                                   Государство-центричный характер системы. Превращение государства-нации европейского образца в главного субъекта МО. Единственно законного агента применения легитимного насилия с разделением территории планеты между государствами-нациями.
                                   Определение соотношения СЮ как конкуренции субъекта МО, стремящихся увеличить свое могущество и влияние за счет других, то есть получить контроль над поведением других международных акторов.
                                   Формирование международного права и дипломатических правил межгосударственных отношений, в основе которых лежит баланс сил и баланс интересов, и которые развиваются в направлении все большей регламентации и универсализации.
                                   Наличие взаимодействующих мир-экономик с собственными центрами и перифериями, охватывающие территории одного или нескольких государств с постепенным преобразованием западной мир-экономики в глобальную, формирование и развитие мирового рынка как материальной основы в современной мировой системе.
                                   Формирование и развитие сети транснациональных отношений, являющихся альтернативой государственной идентичности и лояльности.
                                   Процесс модернизации-вестернизации как универсальный механизм регулирования внутрисистемных отношений.
Исторически современная мировая система складывалась как олигополистическая система. Она начала формироваться в нескольких конкурирующих центрах, где разрабатывалась стратегия и обобщалась информация, поступающая со всех частей мира. Эти центры конфликтовали между собой или сотрудничали, объединялись в союзы и коалиции. Динамизм системы основан на конкуренции олигополии, стимулировал экономическое развитие.
В мировой системе существуют различные по своей природе олигополии. Политическая олигополия образована великими державами, играющими важнейшую роль в мировой политике.
СЕМИНАР: ЦИКЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ. Джордж Модельски, Теория длинных волн Николая Кондратьева, Франсуа Сеньян, Анри Бергесен, Уильям Макнеил.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТОРЫ

Государство – единственнаяуниерсальнаяорганизациявыполняющаяфункциисоцальногоарбитра и орудиялегализованогопринуждения. Государство,по своейсути, - политическаяорганизацияобщества, которая появляется в процессе перехода от варварства к цивилизации.
Главными елементами являються государственная территория, народ, суверенная государственная власть и организованый порядок. Главные признаки: териториальная организация населения, способность к интеграции общества при наличии социальных и классовых различий, суверенность (обладание наивысшей и неограниченной властью в отношении субьектов, действующих в пределах его границ и независимость мо), принудительность, всеобщность (государство охватывает своим воздействием всех проживающих на его территории).
Отличаются масштабом своего влияния и степенью могущества. В процессе международного взаимодействия образуются силовые поля разной интенсивности. Практически  каждое гос-во – своеобразный центр силы- глобальным, трансрегиональным, региональным,субрегиональным, локальным. они формируют зоны стратегической ответственности в масштабах которых от собственной территории до мира в целом . В современном мире глобальными центрами являются США, Россия, Китай (Индия, Япония, ЕС- дискуссионные). Центросиловые отношения являются определяющими для функционирования мировой с-мы. Для отношений между государствами характерны также иерархичность выражающаяся в появлении между лидеров обьеденяющих г-ва и руководящих их действия. Среди межд лидеров выделяются сверхдержавы и великие д-вы. Главными чертами мирового лидера являются : способность г-ва вести за собой другие страны мира, превосходство в военной стратегии, превосходство по эконом показателям, более интенсивный эконом рост, наличие технологического потенциала, способность генерировать инновации закрепляющая ведущие позиции данного государства в научно-техническом прогерессе, способность взять на свою ответственность за нейтрализацию источников нестабильности и поддержания безопасности  в мире, способность оказывать прогрессивное воздействие на мировое развитие, стабильная политическая и эконом ситуация в г-ве. Мировое лидерство следует отличать от мирового господства, когда государство контролирует деятельность других стран делает их зависимым от себя, преобразует свои интересы в интересы всего мирового сообщества и присваивает себе все выгоды от монополии на установление мирового порядка. Хотя мировое лидерство и господство отличаются , они могут функционально соединятся в одном г-ве. В  мировой истории эту роль выполняли империи. Империя – высшая форма традиционной государственности наднациональное г-венное образование обьеденяющее несколько народов и стран под эгидой универсальной идеи религиозно-этического х-ра. Империя видит себя организатором и интегратором ойкумены и декларирует свою особую цивилизационную миссию.
Основные признаки империи:
·        Территория больше средней для данной эпохи и региона.
·        Этническая и историческая неоднородность составных частей при наличии доминирующего этноса или группы этносов.
·        Сочитание этно-культурной разнородности в структуре империи и универсализма в ее политической практике.
·        Монополизация власти, тяготение к личной власти правителя.
·        Сакральный характер власти.
·        Стремлении к неограниченой гегемонии и претензии на роль мирового лидера
·        Возникновение военного покорения и\или экономического подчинения одним народом других, включаемых в состав империи .
·        Включении покоренных народов и территорий в общую го-венную структуру.
·        Наличие центра, переферии, окраин, провинций или метрополии и колонии.
·        Важная роль армии и военного элемента, обуславливающая особый идеологический имидж имперской го-венности.
ИНТСТРУМЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ
Международные отношения с позиций ваелентологии рассматриваются как соотношение силы. Главная цель международной политики – это борьба за силу, борьба за могущество.
По определению Моргентау, сила – это совокупность всех возможностей, которыми пользуется политический субъект для удовлетворения своих интересов. Сила является решающим условием могущества, способностью навязывать свою волю и заставлять других идти на уступки.
Главной обязанностью государства является удовлетворение государственного интереса, которое достигается, прежде всего, через обеспечения самосохранения. Соответственно, международные отношения отличаются взаимным недоверием друг к другу, поэтому каждое государство стремиться увеличить свою силу, а мир и стабильность обеспечивается балансом сил, в основе которого лежит система союзов.
Элементы национальной силы по Моргентау:
1.     географическое положение.
2.     природные ресурсы.
3.     производственный потенциал.
4.     военная подготовленность.
5.     население.
6.     национальный характер.
7.     национальная мораль.
8.     дипломатическое искусство.
9.     качество правительства.
Сила не может быть ликвидирована, поэтому необходимо стремиться не к уничтожению силы, а к управлению ею, которая возможна через воздействие на характер баланса сил. Сила является основанием могущества государства, которое представляет собой результирующую баланса сил в конкретной ситуации. Могущество зависит также от способности государства манипулировать отношениями конфликта и сотрудничества. Таким образом, в отличии от силы, могущество – это результат взаимодействия государств, а не их атрибут или физическое свойство. Государство является настолько могущественным, насколько ему позволяют ему международные акторы.
Кроме того, Раймон Арон различает оборонительное могущество как способность не покоряться воле других государств, и наступательное могущество как способность навязывать свою волю другим государствам. тическое обоснование доктрины баланса сил дал Жан Боден в 1576 году. По его словам, следует препятствовать достижениям любого правительства такого могущества, которое позволило бы ему навязывать свою волю как закон другим странам.
Следствием появления баланса сил стало создание теории домино в 16в. Первым эту теорию сформулировал герцог Аревальс.
Природа международных отношений как отношений силы обуславливает, что основным традиционным видом является политика *** . К основным разновидностям относятся агрессия, интервенция, оккупация, военное присутствие, тайные операции, дипломатия канонерок, блокада, шантаж, санкции и т.д.
Дипломатия  является одним из главных инструментов международной политики, который заключается в официальной открытой или тайной деятельности международных акторов и разных органов внешних сношений, направленных на осуществление целей и задач международной политики. Хотя дипломатия является инструментов разрешения конфликтов мирными средствами, тем не менее, сущностью ее остается принуждение.
По словам Спаниера, дипломатия – это манипулирование угрозой силы гражданскими силами. В этом смысле дипломатическая стратегия в значительной степени состоит в устрашении. Ее главное предназначение состоит в том, чтобы создать угрозу применения силы.
Дипломатия должна определять свои цели, в зависимости от той силы, которая реально или потенциально есть в ее распоряжении. Она так же должна оценивать цели других государств и их реальную и потенциальную силу и определять, в какой степени эти разные цели совместимы друг с другом. Кроме того, дипломатия должна использовать средства, пригодные для достижения соответствующих целей. Искусство дипломатии состоит в том, чтобы в каждый конкретный момент выбирать наиболее соответствующий способ.
В основу современной дипломатии была положена теория постоянных переговоров, разработанная кардиналом Ришелье и изложенная в его «Политическом завещании». Он первым пришел к выводу, что целью дипломатии является создание прочных взаимоотношений. По его мнению, интересы государства всегда должны стоять превыше всего и не могут приноситься в жертву сентиментальным предрассудкам. Кроме того, Ришелье первым заявил, что никакая политика не может быть успешной без поддержки национального общественного мнения, для чего создал систему внутренней пропаганды. Декретом от 11 марта 1626 года, Ришелье возложил всю ответственность за ведение внешних сношений на одно ведомство – Министерство иностранных дел. Начиная с его прихода к власти и французской революции, французская дипломатия стала образцом для всей Европы. Они были систематизированы и изложены Франсуа де Кальером в книге «О ведении переговоров в суверенными».


Комментариев нет:

Отправить комментарий