четверг, 24 апреля 2014 г.

Мировой политический процесс: политический конфликт

1. Конфликт (conflictus-лат.) в дословном переводе означает «ударять вместе, одновременно» или «столкновение». В середине ХХ века сложилась наука о конфликтах – конфликтология. Объект ее исследования – рассмотрение конфликта во всех его проявлениях. Предметом конфликтологии является изучение закономерностей возникновения, развития и разрешения конфликтов.
Политическая наука изучает природу конфликта в тех случаях, когда происходит столкновение противоположных сил, обусловленное взаимодействием политических интересов и целей. Такой конфликт всегда связан с борьбой за властные полномочия. Цели и интересы участников политического конфликта лежат в сфере политики, его субъектами являются политические силы, а предмет конфликта – это вопрос о власти, ее захвате, защите либо использовании.
Общей причиной политического конфликта является положение, занимаемое людьми в обществе, где одни управляют, а другие подчиняются и выполняют приказы.
Почему конфликт важен? Потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех полностью удовлетворены. Рассмотрим основные современные конфликтологические теории.
- Позитивно-функциональная теория конфликта Л. Козера (США). Конфликты обязательны для общественного развития и являются продуктом внутренней жизни социума; обществу присуще социальное неравенство, которое ведет к эмоциональным расстройствам и коллизиям между людьми. Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой цель – уничтожение соперника.
- Конфликтная (диалектическая) модель общества Р. Дарендорфа (Германия). Общество постоянно подвержено изменению. Его источником является противоречие, переходящее в борьбу противоположностей. Каждый элемент общества способствует его изменению, каждое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Важный вывод Р. Дарендорфа состоит в том, что конфликт нельзя загонять вглубь, так как он подобен раковой клетке, которая уничтожает здоровый организм. Главное в конфликтах – их признание и урегулирование, иначе говоря, управление конфликтными ситуациями.
- «Общая теория конфликта» К. Боулдинга (США): конфликт неотделим от общественной жизни, потому что в природе человека – враждовать с себе подобными. Конфликт можно преодолевать или ограничивать. Все конфликты имеют общие тенденции развития; ключевое понятие у К. Боулдинга состоит в том, что конфликты часто оцениваются негативно, т. к. они влекут за собой хаос и опасности, и хотя доля такой опасности существует, необходимо признать их важную роль в развитии динамики общественных процессов.
Отметим одно важное положение, вытекающее из конфликтологической практики. Политическая реальность свидетельствует, что несколько небольших конфликтов могут в значительной степени нейтрализовать один большой. Иницируя малые конфликты, мы распыляем, растворяем в них большой, как реально имеющийся, так и потенциальный. Частные малые конфликты снимают «давление» в некоторой части общества, а блокирование, недопущение таких конфликтов повышают это «давление».
2. Политический конфликт - столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать   свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе[1]. 

Источник политических конфликтов универсален - это все то же удовлетворение базовых потребностей социальных групп и ин­дивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координа­ции усилий, чем и занимается государственная власть.

По большому счету политическая власть для группы - не само­цель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей. Однако внутри самой политической сферы порой происходит своеобразный сдвиг целей: для профессионального по­литика или даже целой политической организации власть становит­ся самостоятельной ценностью, которая подчиняет себе все осталь­ное. Главным движущим мотивом таких людей и групп (и, конечно, источником дополнительных конфликтов) становится «жажда вла­сти». Такую подмену цели часто клеймят как беспринципность или эгоизм. Но, возможно, напрасно. Это ведь не только политический феномен. Ради чего, скажем, сражается боксер на ринге - чтобы стать первым в мире или обеспечить семью? Бывает, что первое для него важнее. Говорят, что именно такие качества и создают великих спортсменов. Что-то похожее есть и в политике - «чистое» стрем­ление к власти для политика естественно. Это - одна из особенно­стей «политической игры».

В качестве объекта политических конфликтов выступает специ­фический социальный ресурс - государственная власть, а также по­литический статус социальных групп (степень приближенности или удаленности от рычагов власти, способность оказывать влияние на принятие обязательных для всего общества решений) и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.).

Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические инсти­туты. Здесь кроется одна, до сих пор не разрешенная до конца про­блема: кого считать реальным, а кого номинальным субъектом по­литического конфликта? Безусловно, за действиями политических институтов (правительства, парламента, судебных инстанций) стоят интересы социальных групп. Но политические решения, в том чис­ле и так называемые «судьбоносные», принимают все-таки полити­ческие учреждения, пользующиеся в своих действиях известной автономией от поддерживающих их социальных групп.
Функции конфликта могут быть позитивными и негативными[3]. 

К позитивным можно отнести: 

- функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль «последнего клапана», «отводного канала» напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей; 

- коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе; 

- стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений; 

- содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно «сшивается воедино»; 

- функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества. 

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие: 

- угроза раскола общества; 

- неблагоприятные изменения во властных отношениях; 

- раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;

- неблагоприятные демографические процессы и др.     Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.

3. Способы урегулирования политических конфликтов в демократической системе зависят, прежде всего, от вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным конфликтом, субъектами которого обычно выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от существующих правовых норм и от умения политических лидеров находить компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократическом государстве используются следующие варианты его разрешения:
§  обращение в конституционный суд;
§  отставка правительства;
§  роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
§  организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут не только претендовать на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне.
Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие подобного конфликта может привести общество к гражданской войне.
Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еше и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе «законность» и «незаконность» носят взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Примером манипулирования «законностью» может служить Октябрьская революция 1917 г. в России.
Реализация плана урегулирования конфликта предполагает следующую последовательность действий:
§  снижение эмоционального напряжения конфликтующих сторон;
§  определение предмета спора и локализация конфликта;
§  выработка правил взаимодействия конфликтующих сторон;
§  организация диалога между конфликтующими сторонами и информирование общественности о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
§  отделение проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточение внимания на се разрешении.
Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта под угрозой применения силы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий