среда, 25 марта 2015 г.

Религиоведение: Предмет религиоведения. Понятие и структура религии.

1.       Предмет и структура религиоведения
2.       Понятие и социальные функции религии
1.       Религия – это комплекс верований и практических действий, с помощью которых человек общается или пытается общаться с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта.
Все науки, изучающие религию, делятся на две группы: науки, изучающие только религию – религиоведение, история религии, теология; науки, изучающие религию в ее взаимосвязях с другими социальными и культурными явлениями – история, социология, политология, философия, филология.
Религиоведение и история религии используют принцип методологической нейтральности и дескриптивные – описательные методы. Теология использует нормативные методы.
В структуре религиоведения выделяют историю религии, социологию, психологию и философию религии.
Религиоведение – наука, которая изучает поведение человека по отношению к трансцендентному, восприимчивому как сакральное.
Трансцендентное (от латинского «переступать») – то, что находится за границами сознания и познания.
Сакральное -  священное.
2.       Понятие и социальные функции религии
1.       В мире насчитывается примерно полтора миллиарда христиан, большинство католиков, 450 миллионов протестантов, меньше всего православных.
2.       Мусульман – от 900 до 1 миллиарда 2 миллионов
3.       Индуизм – 750 миллионов
4.       Буддизм – 250 миллионов
1,5 миллиарда – атеисты
Черты объединяющие все религии:
1.       Человеческая жизнь не ограничивается земной жизнью
2.       Представленная человеку свобода является источником зла в мире
Теодицея – оправдание Бога.
3.       Чтобы на своем уровне участвовать в процессе творения, человек должен самосовершенствоваться.
Выделяется три большие группы религий:
1.       «Религии Откровения»: христианство, ислам, иудаизм. Они возникаю в результате того, что Бог открывает себя людям для того, чтобы они узнали какими он хочет их видеть.
2.       Переходные или политеистические: зороастризм, многобожие.
3.       «Моральные» религии: буддизм, конфуцианство, даосизм. Не отрицая идеи Бога, не делают на ней акцента.
Предлагают в первую очередь определенную модель поведения
Первая религия появляется в 6 веке до нашей эры.
Мифология: Индивид не выделяет себя из коллектива, не рассуждает о себе и смысле своего существования; весь доступный мир расценивается как человеческий, все является явлением с которым сталкивается человек воспринимается как явление одного порядка; отсутствует деление на потусторонний и не потусторонний мир; отсутствует четкое представление о смерти, жизнь воспринимается как непрерывная; мифология – синкретический тип мировоззрения.
Религия:
Подразумевает существование личности, которая чувствует себя индивидуально ответственным перед Богом; в религиозном сознании такая черта ответствует; для религии характерно воспринятая потусторонним миром как священное, а Бога как абсолютного нравственного совершенства; существует представление о том, что после смерти человек может продолжить свое существование, но уже в другом виде.
Религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозные организации входят в структуру религии.
Религиозное сознание – совокупность миров, идей, догматов, в рамках которого окружающий мир отображается через представления о сверхъестественном. Функционирует посредством религиозного языка, состоявшего из 2 групп слов: первая группа означает действительные предметы, которым придаются священные черты (икона, храм, крест); вторая группа – слова, которые обозначают предметное содержание религиозных образов (Бог, душа, ангел).
Выделяются два вида религиозной деятельности: культовая и вне культовая.
Культ – практическое выражение вер. Существует два вида культовой деятельности – магия и умилостивление.
Магия – совокупность действий с помощью которых пытаются воздействовать на сверхъестественное.
Умилостивление – обращение к Богу или богам, подразумевающее богослужение, молитву, жертвоприношения.
Вне культовая деятельность: миссионерская, преподавательская, благотворительная.
Два вида религиозных организаций: церковь, секта.
Церковь (в переводе божий дом) – объединение верующих на основе общей догматики и культа. Церковь консервативна и поддерживает существующий социальный порядок; работает с широкими массами верующих, призвана находить с ними общий язык. Имеет четкую иерархическую структуру. Делится на духовенство и мирян.
Секта – относительно закрытое объединение единоверцев. Она ориентируется на низшие слои населения; тенденция к изоляционизму; претензия на исключительность.
Социальные функции религии:
·         Мировоззренческая- религия, как мировоззрение дает верующему определенную сумму знаний, понятий, идеалов, в границах которых личность определяет свое место в обществе, свое отношение к миру, решает вопрос о смысле существования.
·         Интегративная – религия служит средством идейного объединения верующих.
·         Коммуникативная – религия выступает как способ общения верующих.
·         Регулятивная – религия-это способ регуляции человеческого поведения в обществе

·         Компенсаторная – религия, служит средством эмоционального утешения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий