1. Международная
правосубъективность
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ - подчиняемость непосредственному действию норм
международного права, качество быть субъектам международного права.
Проявляется, как правило, в наличии прав и обязанностей, устанавливаемых
нормами международного права. М.п. могут обладать лишь участники
межгосударственных отношений, поскольку лишь они могут быть соответственно
субъектами международного права. Участники межгосударственных отношений создают
нормы, регулирующие их отношения друг с другом, т.е. нормы международного
права, в результате действия которых у этих участников возникают определенные
права и обязанности, что и свидетельствует, прежде всего, о том, что такие
участники приобрели качество М.п., стали субъектами международного права. М.п.
не зависит от количества их прав и обязанностей. Это количество отражает лишь
одно качество - подчиняемость прямому действию норм международного права.
Способность субъектов международного права создавать нормы международного права
неодинакова, зависит от того, к какой их категории тот или иной субъект
относится. Различают первичных и производных субъектов международного права К
первичным относятся государства (основные субъекты международного права), а
т.ж. нации, борющиеся за свое освобождение, а производными считаются
межправительственные международные организации, которые, согласно их
учредительным актам (уставам), наделены их создателями М.п. Индивиды или
общественные (неправительственные) организации объективно не могут быть
участниками межгосударственных отношений и, следовательно, обладать М.п. В
западной международно-правовой доктрине довольно широкое распространение
получила теория, согласно которой современное международное право во все
большей степени начинает непосредственно регулировать поведение индивидов
(теория М.п. индивидов). Смысл этой теории заключается в стремлении подвести
идеологическую базу под развитие процедуры рассмотрения т.н. частных жалоб
индивидов и неправительственных организаций в ООН и другие международные
организации
2. Международно-правовое
определение права участия в политическом процессе
Описывая
воздействие субъектов политического процесса на характер его протекания, его
структурные и динамические свойства, нужно с необходимостью признать, что
попытка проинтерпретировать политический процесс исключительно в терминах
влияния государства (как центрального элемента политической системы) на
общество, граждан и конкретные общественные отношения неоправданно
теоретико-методологическим ограничением содержания этого понятия. В этом смысле
можно вспомнить аргументы Г. Дашутина, который раскрывая содержание понятия
"гуманизации политического процесса", обосновывает, что моделью для
целостного, объективного и всестороннего описания политического процесса
является не односторонняя детерминационном схема "государство ^ общество ^
гражданин ", а модель взаимной корреляции и взаимовлияния всех субъектов
политического процесса:" государство ^ общество ^ гражданин ".
Кстати, о недопустимости определения политического процесса в терминах
детерминации государством общественных отношений пишет Д. Бринкергофф, который
обращает внимание на то, что в случае уделения должного внимания политическому
участию (ее он понимает как санкционированный правовыми нормами влияние граждан
и их объединений на государственной властей путем их формирования) мы наблюдаем
постоянное повышение властных дифференциалов (т.е. увеличение различия между
государственной властью и суверенной властью общества) и усиление
государственно-властной экспансии.
Если ключевым
понятием для описания политического процесса (с точки зрения общей классификации
субъектов политического процесса) является "взаимодействие", то в
этом случае мы получаем достаточно веские теоретические основания для того,
чтобы выделить два основных вектора политического процесса. Одним из них
является влияние граждан и общества на функционирование органов государства
(причем одной из форм этого влияния следует признать влияние общественного
мнения на деятельность политических институтов), а другим - деятельность самих
политических органов (которыми являются не только органы государственной власти
, но и политические партии, так как они способствуют формированию и выражению
политической воли граждан, артикуляции и структуризации их политических
интересов, направленную на реализацию, содержание, подтверждения или получения
политической власти.
Указанные два
вектора политического процесса могут быть описаны благодаря таким двум понятиям
как "политическое участие" и "политическое
функционирование". Первое из них описывает как прямые, так и косвенные
способы и механизмы влияния граждан на политическую власть (в этом смысле
различие между политическим участием и политической социализацией заключается в
том, что последняя является лишь "процессом приобщения к политической
культуры и ее индивидуального восприятия", тогда как первая представляет
собой активную и целенаправленную политическую деятельность в основе которой
лежит стремление реализации конкретных политических интересов). А второе -
деятельность самих политических органов.
3. Правопреемство
государств
Правопреемство государств, в международном праве переход прав и
обязанностей от одного государства к другому в связи с переходом территории или
при событиях, связанных с этим (возникновение нового государства, вхождение
одного государства в состав другого, разделение государства, отделение
и т.д.). Современное международное право признаёт П. г. только при
правомерных территориальных изменениях. В соответствии с принципом
невмешательства внутригосударственные отношения объектом П. г. не являются. П.
г. не затрагивает государственных границ: положения договоров, которыми
установлены границы, и режим границ сохраняют свою юридическую силу для
государства-преемника.
Вопросы П. г. имеют особо важное значение
в связи с тем, что в результате краха колониальной системы империализма
возникло значительное число новых независимых государств в Азии, Африке,
Латинской Америке. Международное право устанавливает, что эти государства не
обязаны признавать какие-либо договоры, действовавшие ранее на их территории. В
иных случаях, когда государство-правопреемник в прошлом входило в состав
суверенного государства, проблема П. г. должна решаться на основе т. н.
принципа континуитета договоров, т. е. сохранения их действия: аннулируются
только те договоры, предмет и цели которых несовместимы с условиями, создавшимися
в силу П. г. При переходе части территории от одного государства к другому
действует принцип "подвижности договорных границ": на переходящей
территории начинают действовать договоры государства, под верховенство которого
она перешла.
Большое значение имеет вопрос о П. г. при
социальной революции. Так, Советское государство пересмотрело договоры,
заключённые Россией до Октябрьской революции 1917, в соответствии с принципом,
который был выдвинут В. И. Лениным на 2-м Всероссийском съезде Советов: отвергнуть
пункты всех договоров бывшей царской России, которые давали иностранным
государствам возможность грабить страну, а договоры, устанавливавшие
добрососедские отношения, признать. Советское государство аннулировало
аннексионистские тайные договоры, неравноправные договоры России со странами
Востока, займы, которые были заключены царским и Временным правительствами в
интересах классов, свергнутых революцией, и т.д. Эта акция Советского
государства содействовала утверждению в международном праве новых, демократических
принципов.
1. Интеграция
Интеграция
политическая (от лат. integratio – восстановление,
восполнение целого) – объединение, слияние политических сил в рамках
государственных или межгосударственных структур, политических институтов с
целью достижения определенной политической общности, стабильности развития
государств и обществ.
Политическая интеграция
– это объективный процесс, позволяющий достичь взаимовыгодных результатов с
меньшими издержками для всех субъектов, участвующих в нем. Но интегративные
процессы требуют основательной подготовки субъектов, желания и умения управлять
ими. При возникновении и становлении новых интегративных политических качеств,
институтов и т.п. следует преодолеть старое, прежнее состояние, тормозящее
объединительный процесс. Поэтому политическая интеграция в качестве своей
предпосылки предполагает дезинтеграцию, в результате которой субъекты
освобождаются от груза прежних стереотипов, механизмов деятельности и т.п.
Дезинтеграционные процессы могут быть негативного свойства, затяжные и очень
острые по форме. Их смягчение во многом определяется культурой политических
элит и социальных отношений людей.
Выделяют две основные
формы (вида) политической интеграции: внутригосударственная и
межгосударственная, внутри каждой из которых могут происходить интегративные
процессы иных уровней, способов и механизмов их проведения. Например, следует
выделить межпартийную интеграцию, которая может привести к созданию одной более
мощной, организованной, сплоченной и действенной партии.
Межгосударственная
интеграция отражает процесс интернационализации, происходящий в современном
мире. В связи с распадом социалистического блока в мире происходит смена
парадигмы развития. От двух враждебных союзов мир движется в сторону
полицентричности, то есть существования нескольких центров. В настоящее время
наблюдается перегруппировка политических сил, государств, нахождения ими своих
ниш в мировом сообществе людей. Поэтому можно отметить, что сейчас идет процесс
смены парадигмы мирового развития, в том числе и политической, а посему
интеграционные процессы нового качества только зарождаются, становятся.
Аналогичные по форме, но
не по содержанию, процессы происходят и внутри государств в
постсоциалистических странах. В них идет дезинтеграция прежнего единства,
позволяющая создать принципиально новые политические субъекты, которые на новых
основаниях осознанно смогут поставить и решать объективно необходимые задачи
интегративного развития своих регионов, субъектов и т.п.
2. Регионализация
Под регионализацией
понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу
регионов, а также учет региональных интересов и потребностей в политике,
экономике, управлении, планировании (Трейвиш, Артоболевский 2001). Необходимо
отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия
региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить
власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения.
Иными словами, не всякий регионализм влечет за собой регионализацию. Если
процессы регионализма развиваются снизу, из регионов, то регионализация,
напротив, идет сверху, с национального уровня. В то же время и регионализм, и
регионализация — антонимы централизма, централизации, унификации, хотя их далеко
не всегда можно отождествлять с дезинтеграцией и сепаратизмом.
Регионализацию
можно рассматривать как естественный результат наблюдаемой сегодня
трансформации национального государства, которая, в частности, находит свое
выражение в так называемой диффузии власти: она в нарастающих масштабах
переходит как наверх, к наднациональным и межгосударственным организациям и
структурам, так и вниз, к регионам, местным сообществам, гражданским
институтам. Именно поэтому в последней четверти ХХ века резко возрос интерес к
деятельности всевозможных межгосударственных и внутригосударственных
объединений регионального плана. Если регионы в процессе регионализации видят
возможность расширения своих прав и усиления политической автономии, то
центральное правительство может поощрять регионализацию, стремясь избежать
ответственности за те или иные спорные решения и перекладывая ее на плечи своих
региональных партнеров. Кроме того, бывают случаи «стихийной регионализации»,
когда центр просто оказывается неспособным контролировать рассредоточение
власти или препятствовать ему.
Усиливая общую
эффективность государственной власти, регионализация может стать благом для
демократической по - литии (Колобов, Макарычев 1999). Во-первых, она заметно
расширяет возможности для эксперимента, поиска и внедрения удачных находок в
управленческой области. Иными словами, регионы в ее условиях получают
возможность отрабатывать собственные, а не предлагаемые сверху модели
регионального управления и развития; более того, самые удачные из них, разработанные
в одном регионе, могут «мигрировать» по территории страны, усваиваясь и
совершенствуясь в других местах. В результате вся система становится все более
гибкой, динамичной и конкурентоспособной.
Во-вторых,
политическая регионализация позволяет сократить дистанцию между политической
элитой и рядовыми гражданами. Известно, что в крупных политических системах
элита в меньшей степени представляет интересы граждан, что порождает так
называемый демократический дефицит. Регионализация же предоставляет гражданам
новые каналы политического участия, вовлекая их в политику на тех уровнях,
которые прежде были закрыты для прямого социального действия. Здесь уместно
сослаться на опыт Франции, где процессы регионализации в 1970-е и 1980-е годы
привели к созданию регионов, основным политическим институтом которых стали
региональные советы, избираемые населением напрямую.
Наконец,
в-третьих, регионализация укрепляет принципы диалога и компромисса между
различными уровнями самой государственной власти. Необходимость постоянно
поддерживать порой довольно хрупкий баланс между интересами государства как
такового и его составных частей «облагораживает» политическую систему,
позитивно воздействуя на политический класс и, в конечном счете, на население в
целом. Кроме того, в молодых демократиях наличие сильных регионов и выраженной
региональной культуры выступает основательной гарантией против авторитарных
проявлений и тенденций.
3.
Глобализация
Глобализация
— процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной
интеграции и унификации.
Глобализация
представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно
понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом
системой международного разделения труда, экономических и политических
отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе
транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование
единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры,
разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными
действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс
глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных
систем.
Основным
следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило,
концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных
ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических
процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный
процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни
общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более
зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для
группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся
субъектов.
Взгляды
на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот
процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от
транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на
распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление
глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую
экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов
глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве
субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный
эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.
Вместе
с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую
роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий
на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении
«интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из
писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на
самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация
свершилась». На эту же ведущую роль международной торговли в процессах
глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в
эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны
перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание
международной торговли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий