1. Политический процесс и его типы
Политический
процесс можно определить как
последовательную смену состояния социально-политической действительности, в
первую очередь политической системы общества, происходящую в результате
совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил),
направленную на завоевание, удержание и использование политической власти, на
обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической
системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности
общественных отношений. Четыре режима протекания политического процесса: 1)
конституирование, становление политической системы; 2) функционирование
существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап
упадка, распада политической системы. Стадия конституирования политической системы совпадает, как правило, с переломным,
революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность
власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают
другие силы. Стадия функционирования политической системы совпадает со
стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные
группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил.
Стадия развития политической системы наступает в период определенной
перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического
процесса происходят частичные изменения в системе органов государства. Стадия
упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе
новыми формулами организации политической жизни и общества в целом. В
результате принимаемые правящей группой решения утрачивают управленческую
способность, а сама группа – свою легитимность. Проявление указанных
особенностей политического процесса в различных временных и прочих условиях
предопределяет и возникновение его разнообразных типов. Так, с содержательной
точки зрения выделяются
внутриполитические
и внешнеполитические
(международные) процессы. Они различаются специфической предметной сферой,
особыми способами взаимодействия субъектов, функционирования институтов,
тенденциями и закономерностями развития.
С точки зрения значимости для общества тех
или иных форм политического регулирования социальных отношений политические
процессы можно подразделить на базовые и
периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в
различных областях политической жизни, которые касаются модификации ее базовых,
системных свойств, периферийные политические процессы выражают изменения в не
столь значимых для общества областях.
Политические процессы могут отражать
изменения, протекающие в явной или
скрытой форме. К примеру, явный политический процесс характеризуется тем,
что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных
притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной
для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В
противоположность открытому скрытый, теневой процесс базируется на деятельности
публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных
притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам
государственного управления.
Политические процессы разделяются также на открытые и закрытые. Последние
означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в
рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же
процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить,
какой -- позитивный или негативный для субъекта -- характер имеют сложившиеся
трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна.
Подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные
политические процессы выражают ярко очерченную направленность изменений,
преобладание определенного типа властных отношений, форм организации власти,
предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при
сопротивлении тех или иных сил и тенденций. В нестабильных же процессах
отсутствует четкое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти,
исключающих возможность качественной идентификации изменений.
Л. Пай разграничил политические процессы
западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он
формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных
и незападных обществах.
2. Понятия «политические изменения» и «политическое
развитие» тесно связаны друг с другом, и
часто в политологии они выступают в качестве тождественных. В тоже время
следует уточнить, что изменения сами по себе - это различные перемены, которые
происходят в течение некоторого времен.
Политическое развитие – многомерный
процесс, при котором в результате взаимодействия различных политических сил
происходит изменения в политическом поведении, политической культуре, в политической системе общества.
Политическое развитие – это рост способностей политической системы к гибкому
приспособлению к изменяющимся социальным условиям при сохранении возможностей
для успешного функционирования системы.
Политическое развитие также как и изменения
могут осуществляться в эволюционной и революционной форме. Революция ведет к
смене политической системы, в период эволюции происходит накопление
количественных изменений, принципиально не меняющих политическую систему
общества.
В
современной политической науке политическое развитие отдельно взятой системы
принято рассматривать как совокупность процессов, составляющих основу перехода
от традиционного к современному обществу. В основе выделения традиционного
и современного общества лежит типология политической системы, предложенная
американскими учеными Алмондом и Пауэллом, критерием которой является степень
структурной дифференциации и культурной секуляризации общества. В рамках
указанной типологии выделяют следующие системы:
примитивная – характеризуется минимальной
структурной дифференциацией, члены системы сориентированы на локальные
интересы, национальное целое и его интересы их не волнуют;
традиционная – представлена
дифференцированными правительственными и политическими структурами, которые
функционируют в условиях подданнической политической культуры. В отличие от
примитивной системы люди имеют представление о центре власти, о системе в
целом, но сориентированы на ожидание услуг от системы, боятся ее
злоупотреблений и не представляют возможным влиять на систему, принимать
участие в реальном процессе осуществления власти;
современная – характеризуется наличием хорошо
дифференцированной политической структуры, которая дополнена развитой политической инфраструктурой: партии, СМИ и др.
В рамках теории политического развития
традиционная и современная системы рассматривается как две основные стадии
эволюции общества:
Традиционная основывается на традициях,
обычаях и привычках.
Современная базируется на рационализме,
сознательной постановке задач, целей политического развития и их
последовательном достижении.
Таким образом, политическое развитие является
процессом перехода от традиционной системы (традиционного общества) к
современному в сфере политики. Общая направленность этих изменений связана с
рационализацией системы управления и политической сферы жизнедеятельности общества
в целом. Главная цель политического развития – создание открытой современной
политической системы, свободной от религиозных, идеологических догм, способной
воспринимать любые альтернативы, варианты политических решений и осознанно, рационально выбирать
наиболее приемлемые.
3. Теории модернизации
Одним из процессов в современной политической
жизни многих стран мира является модернизация. В своих идейных истоках
теории модернизации восходят к идее прогресса, где история,
общественно-политический процесс понимались как предопределенное объективными
социально-экономическими факторами движение от так называемого традиционного
общества к обществу переходному, а затем – к современному (модерному).
В политической сфере модернизация
характеризуется становлением и укреплением национальных суверенных
государств, правовых структур государственности, реального разделения основных
ветвей власти, политической демократии. Она связана с реальной активизацией
политического участия населения, развития многопартийности, становлением и
развитием открытых плюралистических политических систем.
Модернизация выступает в виде
систематического процесса эпохальных и долгосрочных изменений, захватывающего
вслед за индустриально развитыми странами также полупериферию современного
мира.
В структуре модернизирующихся обществ
существуют особые социальные институты, которые выполняют роль каналов
социальной и политической модернизации. Человек традиционной культуры,
оказавшись в сфере влияния этих институтов, включается в процесс интенсивной
адаптации к условиям и требованиям современного общества. Такими каналами
являются:
Система формального образования, которая, в
отличие от традиционного образования, ориентирует индивида не на жизнь в
локальном семейном, этническом или каком-то подобном коллективе, а на всеобщие
для данного сообщества стандарты.
Работа на индустриальных предприятиях
современного типа.
Проживание в современном городе.
Главным агентом модернизации, по мнению А. С.
Панарина, является правящий слой. В рамках теории модернизации не важно, какого
он происхождения. Главный критерий эффективности правящего слоя – способность
мобилизовать общественные ресурсы для накопления и индустриального рывка.
Под политической модернизацией в настоящее
время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к
новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов,
обеспечивающих развитие социальной системы.
Выделяют следующие цели политической
модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно
расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических
ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной
бюрократии.
В рамках современной концепции модернизации
выделяется следующие её исторические типы:
Первый тип - оригинальная модернизация -
был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к
рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего
развития.
Второй тип - вторичная модернизация -
был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать
передовые страны более ускоренным способом за счет использования опыта
последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся
от колониальной зависимости.
Политическая модернизация осуществляется на
протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется
особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В
современных исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности,
легитимности, участия, проникновения, распределения, сопровождающих процесс
политической модернизации.
Общей причиной этих кризисов является
характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми
универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование
новых демократических политических институтов с прежними, рост
Многие политологи отождествляют процесс
модернизации с демократической модернизацией или с процессом демократизации
политической системы данного общества. Это объясняется тем, что понятие
Современности (Модерна) стало восприниматься людьми как особое качество
социальной жизни, когда человек обретает определенную свободу, становится
творческой личностью. Основным гарантом этой свободы и творчества, по мнению
исследователей, является демократический тип организации политических властных
отношений.
4. Политическая и социальная трансформация в
современной Украине
После краха советского строя, возникновения
независимого украинского государства радикальная смена правительственного курса
выразилась в общей ориентации правящей элиты на теории модернизации.
Результатом этого явилась политическая, индивидуальная свобода, плюрализм
общественной и политической жизни, но одновременно с этим украинское общество
столкнулось с катастрофическим падением производства, массовым обнищанием,
поляризацией общества на чрезвычайно богатых и чрезвычайно бедных; как в
столице, так и на периферии наблюдается коррупция и криминализация власти.
Опираясь на типологию обществ (систем) в
рамках теории модернизации, следует заметить, что Украина советского периода не
являлась традиционной системой как таковой, а предстает индустриально развитым
в экономическом отношении обществом, которое в полной мере обладало структурной
политической и социальной дифференциацией. Вследствие чего в отношении Украины
некоторые исследователи предпочитают говорить, прежде всего, о трансформации и
реальном переходе от авторитарно-тоталитарной модели к демократической.
В рамках такого подхода политическое развитие
украинского общества является в большей степени демократическим транзитом,
который лишь частично сопровождается модернизацией в аспектах постоянного
расширения включенности в политическую жизнь социальных групп, становлением
рациональной политической бюрократии и модернизаторской элиты, а также
внедрением современных рыночных отношений и распространением
индивидуалистических ценностей в пику доминирующему в советский период
коллективизму.
В этих направлениях исторически процесс
модернизации в Украине – это вторичная (неорганическая) модернизация, что
обусловлено своеобразием государственного процесса в Украине, который
характеризуется переходом от колониального статуса к самостоятельному
независимому государству, от тоталитарного (командно-административного) способа
управления обществом к демократическому. Разрыв между ожиданиями населения от
трансформации (модернизации) и реалиями привел к так называемому кризисному
синдрому модернизации, который является весьма частным спутником этого
процесса.
Условия его протекания характеризуются
коррупцией, неразвитостью информационного общества, диспропорциями в экономике,
слабостью конкуренции и в экономике, и в политике, потому особую актуальность
на современном этапе приобретает необходимость обеспечения политической
стабильности в украинском обществе. Обеспечение взаимосвязи, диалога между
властью и обществом во всех вопросах позволит сохранить веру народа в идеалы
демократии и необходимость демократического транзита. Государство и правящая
элита должны стремиться к обеспечению формирования политического режима,
который отвечает потребностям украинского общества и не противоречит ценностям
политической культуры украинского народа.
Крайне важно учитывать украинские
национальные особенности, конкретную ситуацию в стране и творчески использовать
разнообразный опыт модернизации других обществ. Без этого трансформационные,
модернизационные процессы в украинском обществе будут по-прежнему оцениваться
неоднозначно: на фоне реальной демократизации - продолжение разрушения
социальной инфраструктуры, увеличения числа девий, моральная деградация.
В соответствии с этим взглядом – основная
закономерность социального развития состоит в постоянных изменениях, усложнении
политической, экономической, культурной структур, их функций в соответствии с
потребностями эффективного функционирования общества как социальной системы. Если
рассматривать модернизацию как процесс демократизации общества, то следует
учесть, что демократические ценности не возникают сами по себе, их появление
непосредственно связано с общим развитием нации. Об этом следует помнить,
приступая к рассмотрению процессов социальной и политической модернизации в
украинском обществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий